Комитет Государственной
Думы по транспорту

Поручение Совета Государственной Думы
от 04.04.2011 г. (протокол № 271, п.110)

Заключение
по проекту федерального закона № 508710-5 «Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации», внесенному депутатами Государственной Думы С.Н.Шишкаревым, С.А.Гавриловым, М.Л.Шаккумом, О.В.Жолобовым и др.
(первое чтение)

В статье 6 законопроекта обращаем внимание, что в проекте федерального закона № 359461-5 «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (внесен Правительством Российской Федерации) в статью 40 Воздушного кодекса Российской Федерации вносятся изменения, которые содержат иные определения аэропортов соответствующего значения. В этой связи законопроекты следует согласовать.
Часть 4 статьи 10 законопроекта устанавливает, что соответствующие функции по государственному регулированию деятельности в аэропортах возлагаются на федеральные органы государственной власти законодательством Российской Федерации. Поскольку под термином «законодательство» в его собственном смысле подразумеваются только законодательные акты, обращаем внимание, что в соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» руководство федеральными органами исполнительной власти и распределение функций между ними возложено на Правительство Российской Федерации и Президента Российской Федерации.
Положение части 3 статьи 17 законопроекта необходимо исключить из законопроекта как излишнее, поскольку принимаемые в Российской Федерации правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам (часть 2 статьи 4 и части 1, 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации).
В отношении положений статьи 44 законопроекта следует иметь ввиду, что основы создания и режима функционирования оперативного штаба предусмотрены частью 2 статьи 13, статьей 14 Федерального закона "О противодействии терроризму" в рамках правового режима контртеррористической операции.
Положения законопроекта, касающиеся функционирования пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации нуждаются в уточнении по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 25 законопроекта зал повышенной комфортности аэропорта должен иметь оборудованные помещения, предназначенные для осуществления различных видов контроля при пропуске через Государственную границу Российской Федерации, которые включаются в пределы пунктов пропуска (см. пункт 3 части 6 статьи 39 законопроекта). Тем самым на данные пункты пропуска автоматически распространяется норма части 3 статьи 25 законопроекта, согласно которой регламент и порядок работы залов повышенной комфортности утверждаются главным оператором аэропорта. При этом не учитывается, что порядок работы пунктов пропуска главным оператором утверждаться не будет, поскольку деятельность указанных пунктов регулируется Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним подзаконными нормативными правовыми актами. Между тем, в законопроекте на основополагающий в сфере определения режима и функционирования пунктов пропуска законодательный акт - Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» (далее – Закон) ссылка не сделана.
Такой же подход должен быть и при изложении главы 7 законопроекта.
Так, согласно части второй статьи 9 Закона пределы пунктов пропуска определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В отличие от этого правила в части 3 статьи 39 законопроекта установлено, что пределы пункта пропуска на территории аэропорта устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обустройства Государственной границы Российской Федерации, по согласованию с главным оператором аэропорта. В связи с изложенным полагаем, что проектируемые особенности функционирования пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации нуждаются в дополнительном обосновании и уточнении.
Отношения, о которых идет речь в статье 40 законопроекта уже регулируется Законом (статья 12). Также следует учитывать, что часть 1 статьи 40 законопроекта, изложенная согласно изменениям, вносимым в статью 12 Закона проектом федерального закона № 508813-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации» (пункт 2 статьи 1 законопроекта) не учитывает изменения, внесенные в статью 12 Закона по данному вопросу Федеральным законом от 21.04. 2011 г. № 72-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и признании утратившей силу части 5 статьи 32 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Полагаем, что говорить об особенностях коммерческой деятельности в пунктах пропуска в ином порядке, чем это установлено статьей 251 Закона, на наш взгляд, вряд ли правомерно, поскольку осуществление в пунктах пропуска хозяйственной и иных видов деятельности относится к вопросам режима пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации и регулируется в соответствии со статьей 251 Закона распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06. 2008 г. N 907-р, утвердившим перечень видов хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в пределах пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Кроме того, в связи с использованием в статье 42 законопроекта термина «рекламная деятельность» обращаем внимание, что такой термин в Федеральном законе «О рекламе» отсутствует.
Полагаем необходимым уточнить и унифицировать используемые в законопроекте условные наименования федеральных органов исполнительной власти, поскольку условное наименование федерального органа исполнительной власти, указанное в части 1 статьи 13 законопроекта, отличается от условного наименования этого же органа в иных статьях законопроекта (часть 4 статьи 26, часть 6 статьи 28, часть 3 статьи 34, часть 3 статьи 38). В части 1 статьи 44 законопроекта также содержится разное условное наименование одного и того же федерального органа исполнительной власти. Кроме того, частью 3 статьи 38 законопроекта к полномочию федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации) отнесено установление методики расчета, размера арендной платы за использование аэродромов без искусственных покрытий. Обращаем внимание, что функции по нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации".
Положение части 3 статьи 14 законопроекта, предусматривающее получение согласия антимонопольного органа на стадии бюджетного планирования на осуществление государственных и муниципальных преференций, следует соотнести с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующими процесс планирования бюджетных ассигнований (статьи 79, 165, 1741). Кроме того, предусмотренное пунктом 1 части 3 статьи 14 законопроекта осуществление строительства, реконструкции и капитального ремонта государственного и муниципального имущества за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации нельзя отнести к государственным и муниципальным преференциям. Редакцию части 3 статьи 14 законопроекта следует привести в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 6), в частности, слова «бюджет Российской Федерации» заменить словами «федеральный бюджет», а слова бюджеты муниципальных образований» заменить словами «местные бюджеты».
Пункт 4 части 1 статьи 17 законопроекта, предусматривающий установление и взимание сборов и платежей главным оператором аэропорта, следует соотнести с частью 6 статьи 20 законопроекта, согласно которой инфраструктурные платежи устанавливаются владельцами соответствующих объектов инфраструктуры аэропорта по согласованию с главным оператором аэропорта.
Указанный в части 6 статьи 20 законопроекта владелец объектов инфраструктуры аэропорта в части 8 статьи этой же статьи законопроекта назван балансодержателем. Полагаем, что данные термины следует согласовать.
В части 10 статьи 20 законопроекта следует уточнить какие конкретно сборы подразумеваются под сборами «на развитие аэропорта», принимая во внимание, что в аэропорту могут взиматься только сборы, перечисленные в части 1 статьи 20 законопроекта, среди которых сборы «на развитие аэропорта» не указаны. Кроме того, в части 8 статьи 20 законопроекта используется термин «инвестиционные отчисления в развитие аэропорта». Если данные отчисления и упомянутые выше сборы являются одними и теми же платежами, то их следует согласовать.
Статьи 26 и 27 законопроекта не являются предметом предлагаемого федерального закона, поскольку вопросы территориального планирования регулируются Градостроительным кодексом Российской Федерации (глава 3). В частности, необходимо отметить, что Кодекс не содержит термин «схема территориального планирования размещения аэропорта».

Начальник управления М.Н.Ласточкина